Хороших тактических RPG всегда не хватало. Но в 99ом году появился Jagged Alliance 2, который просто разорвал своих немногочисленных конкурентов на части, получил крайне теплый прием и практически сразу стал классикой жанра.
Насытившись свежим супер-хитом, фанаты яростно требовали еще, а в ответ получали не совсем то, чего желали. Abomination и другие тактические проекты (как пошаговые, так и риалтаймовые), мягко говоря, разочаровали публику. Либо они были слишком аркадными, либо скучными, либо до безобразия попсовыми и бездушными. Одним из таких проектов, к сожалению, стал и Shadow Watch, от довольно известной и многоуважаемой компании Red Storm, которой мы благодарны вечно за прекрасные тактические экшены.
Итак с чем же мы имеем дело? Ужасающие оценки критиков (игру в некоторых случаях опустили так, будто это дендевская игра, вышедшая лет через пятнадцать после смерти своей платформы), ужасающие оценки забугорной аудитории и не впечатляющие скриншоты, на которых мало что можно было разобрать. Поняв, что продолжения банкета и убийцы Jagged Alliance я не получу, и, понурив взгляд, я пошел играть в дополнение к Rogue Spear (опять же от Red Storm). Но спустя пару недель мне случайно попала коробка с игрой, и пришлось на нее глянуть, и, о чудо, игра была вовсе не так плоха!
Что сразу бросилось в глаза – это визуальное оформление игры. Как шутер XIII, игра представала нам в виде оживших страниц модного комикса про злых дядей и бравых спецназовцев. Выглядело, конечно, это не сногсшибательно, но, тем не менее, довольно смело и интересно. Где еще увидишь чудо такое?
После отличного вступительного ролика, сопровождаемого прекрасной музыкой, мы попадаем в главное меню. Как обычно – «New Game», выбираем уровень сложности и... Попадаем туда, куда повезет. Действие игры происходит в трех уголках земного шара - Рио де Жанейро, Токио и Байконур - как эти места связанны между собой мы узнаем из полностью нелинейного сюжета. Например, нас послали на Байконур расследовать дело о странных убийствах ученых, затем мы выходим на какой-то таинственный культ в Рио, а потом понимаем что главная угроза - это Триада Красного Дракона в Токио. Если начать с Токио, можно в конечном счете закончить игру в Рио, или на Байконуре.
Постоянного сюжета в игре нет, он строится в зависимости от того, где вы начнете игру и к кому вы присоединитесь. В каждом городе мы встретимся с несколькими фракциями, например, в Рио де Жанейро - это полиция и тот самый таинственный культ, а на Байконуре - ученые и местные террористические банды. В общем, это далеко не все - я, например, ненавижу любого рода представителей правопорядка, поэтому с удовольствием пострелялся с полицейским департаментом Рио.
Помимо нелинейности сюжета, нам предстоит встретиться и с нелинейностью миссий - они опять же случайны, но самое интересное, что они отличаются способами прохождения. В каких-то случаях нам нужно уничтожить какую-то группу людей - можно взять их обитель штурмом и перестрелять (что особенно любит белобрысый паренек по кличке Медведь), либо тихо, с помощью пистолета с глушителем и кунг-фу (девушка-китаянка у меня под конец игры стала просто настоящей машиной убийства!) всех убрать и свалить. Где-то придется без палева поставить жучки или установить взрывчатку. В общем, скучать не дадут - однообразного отстрела супостатов на протяжении всей игры вы, к счастью, не увидите.
Теперь самое интересное – это, конечно же, наша команда. Разнообразия, как в Jagged Alliance мы не увидим, но команда нашего Дозора стоит отдельных похвал.
Как и в российских проектах Paradise Cracked и Power of Law (что вышли спустя несколько лет после Shadow Watch), нас познакомят с небольшой командой самых элитных воинов, наделенных не только своими уникальными навыками, оружием и гаджетами, но также и со своим собственным характером и прошлым.
Лидер Дозора - Шон Арчер, если взять его в команду, наши дозорные будут вести себя слаженней, у них увеличится мораль и статы, да и если правильно использовать его в бою, можно доставить врагам кучу неприятностей.
Дальше - здоровенный чувак с дробовиком по прозвищу Медведь, выносит все на своем пути, но, к сожалению, очень вспыльчив, поэтому за ним постоянно приходится следить (скачки морали могут негативно подействовать на персонажа и свести его с ума, после чего игрок теряет контроль над персонажем и он начинает палить во все щели, не щадя никого).
Китаянка Ли - самый скрытный и опытный персонаж в Shadow Watch - если прокачать ей Кунг-Фу до максимума, можно отфигачить за один ход дюжину неприятелей, что особенно доставляет удовольствие в нелегких спецназовских буднях!
Тут нашлось место и товарищу Геннадию из России - самый интересный персонаж, не имеющий никаких боевых скиллов и не умеющий пользоваться оружием, но оснащенный самой модной и ультрасовременной техникой. Гена не только может просканировать соседние комнаты на наличие и расположение врагов (приятно видеть врагов сквозь стены), но и нужен для выполнения стелс-миссий по установлению подслушивающих устройств.
Взрывотехников тоже любят в спецназе, поэтому любители пиротехники будут рады брать с собой на миссии тутошнего негра в темных очках (явно косит под Уэсли Снайпса из фильма «Блэйд»).
Ну и, наконец, мы подошли к рыжеволосой снайперше, которая не только идеально подходит для миссий на открытых пространствах, но и просто необходима как медик (изучая анатомию для того, чтобы узнать, где у человека самые болезненные места, она поняла, что может использовать свои знания и для лечения).
Вот, в общем-то, и все. Подводим итог - смелый подход к дизайну игры, отличная музыка, нелинейность сюжета - почему же игра провалилась? Людям игра показалась слишком легкой и аркадной. Тактика в игре есть, но она здесь проста, как арифметика в начальной школе, и думать особо не приходится, даже играя на сложном уровне.
Сложная игра или легкая - судить вам. От себя просто хочу добавить, что игра вовсе не так плоха, как кажется на первый взгляд. Да - это не шедевр, это не Jagged Alliance, и это далеко не лучшая тактическая RPG, но это и не убогий отстой, который не достоин даже внимания. У разработчиков были идеи, и идеи были просто замечательные!
Просто не получилось – ну, ведь не каждый день выходят шедевры, зачем ждать золотого дождя с неба. Может лучше просто сесть и поиграть?